Гуманная педагогика - путь к душе ребёнка

Тренинг подготовила Юлия Мацвей
Тема:  ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА – ПУТЬ К ДУШЕ РЕБЁНКА
Категория участников: учителя
Цель: совершенствование профессионального мастерства, оценка и раскрытие творческого потенциала педагоговпривлечь к изучению и анализу педагогических и философских взглядов гуманной педагогики.
Задачи:
·        способствовать желанию педагогов внедрять идеи гуманной педагогики как непосредственно в учебных заведениях, так и за их пределами;
·        обеспечить обмен профессиональным опытом относительно использования идей гуманной педагогики.
Оборудование и материалы:

Ход тренинга
І. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Путь к душе ребёнка иногда начинается с небольшой мелочи.
1.     Знакомство. Упражнение «Салфетки».
По кругу передается пачка салфеток. Тренер объявляет, что каждый участник может взять то количество, которое считает нужным для себя. Когда салфетки будут разобраны всеми участниками группы, тренер просит пересчитать их и назвать столько своих особенностей как гуманного педагога, сколько салфеток  у них в руках.
       2. Правила группы.
Нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время. Этот  круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет никого и ничего, кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Что-то делать с собой здесь мы можем только с помощью друг друга, через наше общение. Чтобы оно было более эффективным, мы будем использовать различные игры и упражнения, позволяющие лучше увидеть себя и других. Будем узнавать друг друга через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, оно должно подчиняться некоторым правилам:
- «Здесь и теперь». Главное, не то, что происходило «там и тогда», а то, что происходит «здесь и теперь». Главное для нас, что человек видит, чувствует «здесь и теперь» по отношению к себе, к другим. Групповой опыт, обретённый через «здесь и теперь», все, что происходит с группой в целом и с каждым из нас, является большой ценностью такого общения.
Принцип эмоциональной открытости. Мы должны быть друг с другом откровенны и открыты. Это не означает, что каждый обязан выкладывать все свои тайны. Важно только одно: если участник чувствует, думает, переживает «здесь и теперь», то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства так, чтобы они стали достоянием группы. А если человек по каким-то причинам не хочет говорить о том, что с ним происходит, то вступают в силу правила «Свободы выбора» и «Стоп». Можно сказать: «Я сейчас не хочу об этом говорить. Стоп».
 - Правило Я - высказываний. Это означает, что нужно говорить от своего имени и приблизительно в такой форме: «Я чувствую. Мне кажется, я думаю…», а не от авторитетного лица или с точки зрения каких-то норм и законов. Нужно избегать высказываний типа: «Мы все чувствуем…» или «Существует мнение…».
Правило уважения говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы.
         - Правило конфиденциальности.  Нельзя рассказывать о том, что делают и что происходит в группе, посторонним людям. О себе, о своем опыте, словах, пережи-ваниях – пожалуйста.
        3. Сообщение темы тренинга
Сегодня на занятии мы попытаемся оценить наш творческий потенциал, я познакомлю вас с 7 позициями воспитателя по отношению к детям, которые помогут раскрытию творческого потенциала в работе с детьми; обменяемся профессиональным опытом относительно использования идей гуманной педагогики
4. Ожидания
Учителя на шаблоне своей ладони пишут ожидания от тренинга и прикрепляют ниже рисунка земного шара.
В случае если ваши ожидания оправдаются, вы свои ладони в конце тренинга прикрепите вокруг рисунка земного шара.

ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

У каждого человека своя система ценностей, жизненных приоритетов. Для кого-то это материальные блага, для другого – большое количество друзей, для третьего – семья или работа. Сегодня мы попробуем ответить на вопрос: что в жизни важнее всего?
Для этого возьмите лист бумаги и согните его три раза пополам, хорошо зафиксировав сгибы. В результате, когда лист развернете, на нем ясно будут выделяться восемь частей. Запишите в центре из них одно из понятий, которые, по вашему мнению,  необходимы для жизни (6-8 понятий).
А теперь разорвите бумагу по сгибам на 8 частей и разложите карточки в соответствии с тем, какое понятие является для вас самым важным, затем менее важным и т.д.
Запишите эти качества в том порядке, как вы их разложили, столбиком в тетрадь.
Обсуждение результатов (выявлены жизненные приоритеты: любовь, деньги, образование, дружба, семья, здоровье)
Анализ ранжирования (результаты зачитываются, обосновывается и обсуждается выбор понятий)
Большинство из вас выделили те жизненные ценности, которые являются важными для всех людей. И это правильно. Чтобы убедиться в этом, давайте прочитаем притчу «Полная банка».
Инсценирование притчи. 
Полная банка
(современная притча)
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял трёхлитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее пяти сантиметров в диаметре.
В конце спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.
1.     Подтвердила ли эта притча ваше ранжирование приоритетов?
2.     Подбор определений к понятиям (взаимная любовь, большие деньги, хорошее образование, настоящая дружба, крепкая семья, отличное здоровье).
3.     Превратим каждую ценность в цель. Делимся на 6 групп, каждая группа выбирает одно понятие и обсуждает пути и способы того, как достичь в жизни этой цели.
4.     Обсуждение в группах.
5.     Выступления групп.
6.     Вывод, рефлексия.
У каждого своя банка в жизни, свои краеугольные камни воспитания детей. И общий знаменатель – любовь.
Нет готовых рецептов, как воспитать ребёнка хорошим, добрым человеком.
Сейчас мы с вами постараемся создать модель этого человека.

Упражнение. Создание модели человека.
Тренер раздаёт листы с надписями частей тела человека: правое (левое) ухо, нос, рот, волосы, правая (левая) нога, правая (левая) ступня, правый (левый) глаз, правая (левая) бровь, правая (левая) рука и др.
Задача: Вы должны нарисовать указанные в листе части тела человека и вырезать. (Учителя рисуют и вырезают то, что написано на листе, который каждому из них выпал.) По окончанию работы:
- А теперь остается только всем вместе свести в единое целое все то, что мы создали. Так как в воспитании есть разные варианты, но они сводятся к единому целому. Постараемся, чтобы наш человек получился хорошим, прекрасным, удиви-тельным. (Рисунки прикрепляются на ватман так, чтобы получился человек).
- Взгляните, почему нет той красоты, которую мы хотели видеть.
Так и в воспитании нет хороших рецептов. И мы с вами все вместе, родители и семья, учителя и школа должны работать в таком направлении, с такими чувствами, чтобы воспитать настоящего лучшего человека, который будет иметь доброе сердце, светлый ум и искреннюю душу. Для этого мы должны знать, чего мы хотим и делать это совместно, не забывая о том, что самое важное для нас душа ребенка и наш собственный пример.
Упражнение на снятие мышечного напряжения
 «Броуновское движение»
Цель: снижение мышечного напряжения и внутренней зажатости.
Инструкция: «Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Молекулы выглядят так (тренер вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями). Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате. Затем по моей  команде: «Молекулы, по два!» - все объединяются в пары, по команде: «Молекулы, по три!» - становятся по три, по команде: «Молекулы в круг!» - становятся в круг, держась за руки.

Тест на определение творческого потенциала
Учитель – это, безусловно, человек с высоким творческим потенциалом.
Оценка уровня творческого потенциала личности позволит вам узнать, насколько ваш мозг способен порождать новые идеи, быть оригинальным, а в тех случаях, когда это необходимо, «подниматься над уровнем толпы».
Люди с развитым творческим потенциалом обычно выражают значительную решительность, упорство и настойчивость, для них характерен высокий уровень энергии, когда они заняты решением своих задач.
Обладание творческим потенциалом необходимо в самых различных видах деятельности: в учебе, работе, взаимоотношениях с людьми и т.д. И чем сильнее развит творческий потенциал, нестандартное мышление, тем больших успехов добивается его обладатель в различных сферах деятельности.
Проверьте, насколько развит ваш творческий потенциал.

Тест «Ваш творческий потенциал»
Выберите один из предложенных вариантов ответов:
 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?
 а) да;
 б) нет;
 в) да, но только кое в чем.
 2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значитель​ных изменениях окружающего мира?
 а) да, в большинстве случаев;
 б) нет;
 в) да, в некоторых случаях.
 3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберете?
 а) да;
 б) откуда у меня могут быть такие идеи?
 в) может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.
 4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?
 а) да, наверняка;
 б) очень маловероятно;
 в) может быть.
 5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что
дело получится?
 а) конечно;
 б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;
 в) чаще уверен, чем неуверен.
 6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвест​ным для вас делом, таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, его абсолютно не знаете?
 а) да, всякое неизвестное меня привлекает;
 б) нет;
 в) все зависит от самого дела и обстоятельств.
 7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испыты​ваете ли вы желание добиться в нем совершенства?
 а) да;
 б) что получится, то и хорошо;
 в) если это не очень трудно, то да.
 8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?
 а) да;
 б) нет, надо учиться самому основному;
 в) нет, я только удовлетворю свое любопытство.
 9. Когда вы терпите неудачу, то:
 а) какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;
 б) сразу махнете рукой на эту затею, как только поймете ее нереальность;
 в) продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.
 10. Профессию надо выбирать, исходя из:
 а) своих возможностей и перспектив для себя;
 б) стабильности, значимости, нужности профессии, потреб​ности в ней;
 в) престижа и преимуществ, которые она обеспечит.
 11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на мар​шруте, по которому уже прошли?
 а) да;
 б) нет;
 в) если место понравилось и запомнилось, то да.
12. Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что на ней говорилось?
 а) да;
 б) нет;
 в) вспомню все, что мне интересно.
 13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы повторить его по слогам без ошибок, даже не зная его значения?
 а) да;
 б) нет;
 в) повторю, но не совсем правильно.
 14. В свободное время вы предпочитаете:
 а) оставаться наедине, поразмыслить;
 б) находиться в компании;
 в) мне безразлично, буду ли я один или в компании.
 15. Вы занимаетесь каким-то делом. Вы решаете прекратить его только когда:
 а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
 б) вы более-менее довольны сделанным;
 в) дело кажется сделанным, хотя его еще можно делать лучше. Но зачем?
 16. Когда вы один, вы:
 а) любите мечтать о каких-то вешах, может быть, и абст​рактных;
 б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
 в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.
 17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
 а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
 б) только наедине;
 в) только там, где есть тишина.
 18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, вы:
 а) можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными;
 б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигались;
 в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:
 за ответ «а» — 3 очка;
 за ответ «б» — 1;
 за ответ «в» — 2.
Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;
вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя;
вопросы 9 и 15 — постоянство;
вопрос 10 — амбициозность;
вопросы 12 и 13 — «слуховую» память;
вопрос 11 — зрительную память;
вопрос 14 — ваше стремление быть независимым;
вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться;
вопрос 18 — степень сосредоточенности.

 Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков.  В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

 От 24 до 48 очков.  У вас вполне нормальный творческий потенциал.  Вы  обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

 23 и менее очков.  Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Семь психологических типов воспитательских позиций.
Раскрытию творческого потенциала может способствовать осознание воспитате-лями позиции, которую они занимают по отношению к детям. Существует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда воспитате​лю удается занять позицию, способствующую этому развитию.
 Ниже описаны 7 воспитательских позиций. Шесть из них не обеспечивают полноценного развития способностей, седьмая, адекватная, воспитательская позиция приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка. Все позиции представлены через образы, что позволит легче понять каждую из них, а также способы, которыми осу​ществляются воздействия на ребенка.
Участников тренинга объединить в 7 групп по цветам радуги. Каждой группе нужно подготовить презентацию одной из воспитательских позиций (описания будут даны). Ответить на вопрос: «К чему может привести такая позиция в воспитании детей?» (с коррекцией тренера).
КАРАБАС-БАРАБАС.
Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладева​ют тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщика, немногие убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не выказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним.
 Позиция воспитателя — Карабаса-Барабаса приводит, во-пер​вых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитате​лем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на са​мом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.
 МАЛЬВИНА — благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим пра​вилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нор​мы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинны​ми, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных спо​собов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэ​тому в непривычной, экстремальной ситуации побега от Кара​баса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной, не способ​ной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.
 Позиция воспитателя — Мальвины приводит детей к ограни​ченной психической активности, воспроизведению стереотип​ных способов поведения и решения задач. Это происходит пото​му, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единствен​ного образца для подражания, что не способствует формирова​нию у них собственных побудительных мотивов. Немотивиро​ванная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей.
 КРАСНАЯ ШАПОЧКА ведет себя так, как это свойственно ре​бенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и не​послушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих дей​ствий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала, и с волком поговорила и бабуш​кин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется.
 Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Крас​ной Шапочки, — предъявление своего натурально-ситуативного «я», которое может быть весьма привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что воспитатель — Красная Шапочка в каче​стве образца задает непродуктивный с точки зрения психичес​кого развития вариант. Вместо реальных предлагаются чудес​ные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, пла​нирование действия.
Позиция воспитателя — Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца способ поведе​ния Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных дей​ствий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.
 СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА. Окружающая действительность для неё не существует: она к ней либо безразлична, либо восприни​мает как помеху своим снам (грёзам наяву).
 Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фак​тически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе. Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные са​ми себе, они «варятся в собственном соку», то есть перенимают друг у друга как «компетентность», так и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциальные формы поведения. Проводя ежедневно по 5-8 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной де​ятельности, являющейся основным показателем психического развития.
Воспитатель — Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.
 НАСЕДКА любит своих детей-цыплят. Сначала она долго вы​сиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неус​танно ухаживает, показывая, где и как следует добывать чер​вячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своём потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой не​усыпный контроль.
 Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хо​тят учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Знаме​нитый фонвизинский недоросль, воспитанный мамашей-насед​кой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извозчики».
 СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА обучает Кая складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»). Для Кая «эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — заня​тием первостепенной важности. Так ему казалось потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала». Поцелуи Снеж​ной королевы превратили сердце Кая в кусок льда. «Ледяное серд​це» Кая — символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, со​зидательную деятельность. Цель Снежной королевы — власть над миром, и в частности над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить осмыслен​ную человеческую деятельность формальной системой опера​ций. Она обучает двигаться в формальном пространстве подоб​но тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она на​зывает «зеркалом разума — самым совершенным зеркалом в мире».
 Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы, обу​чает такому же движению, то есть процессу ради процесса, лишен​ному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрос​лые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и функционе​ров.
 МЕРИ ПОППИНС весьма образованная особа, замечательно рас​сказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно пред​ставляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, то есть она знает детей как бы «изнутри».
Воспитатель — Мери Поппинс преследует одну-единственную цель — развитие ребен​ка. Она является посредником между миром культуры и ми​ром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, со​здает условия для развития воображения, учит нормам поведе-​ния, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая её при этом в программу ребенка.

 - Согласны ли вы с психологами?
 - Встречаются ли такие позиции в чистом виде?
 - Что ещё вы бы хотели добавить и обсудить?

Релаксация
Расслабление участников тренинга под песню из кинофильма «Мери Поппинс, до свидания!» «Ветер перемен» и просмотр презентации «Что значит «Любить ребёнка?».

Упражнение «Как любить ребёнка»

 «Вы говорите:  дети меня утомляют.
Вы правы.
Вы поясняете: надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься…
Ошибаетесь.
Не от того мы устаем, а от того, что надо
Подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться…
Чтобы не обидеть»   (из книги Януша Корчака)

Ребенок – это мотылек над бурной рекой жизни.
Что надо сделать, чтобы он летал безопасно?
Ему нужно помочь, чтобы у него отросли крепкие упругие крылья.
Без погожего детства вся жизнь человека будет искалеченной.
Детство показывает, каким будет человек,
Как утро предвещает, каким будет день.
И нет ничего важнее в годы детства, чем воспитание Сердца.
Сердце – мембрана человеческой души, оно чутко отзывается на всё, что мы видим и слышим.
Древние люди считали сердце вместилищем души.
Долго тот живет, у кого доброе сердце.
Всё доброе и злое идёт от человеческого сердца.
Нет,  сердце – не простой дар природы.
Оно – кормчий судьбы.
Участники тренинга по очереди зачитывают тезисы о том, как нужно любить ребёнка.
1.     Не отталкивай грубо ребенка, когда он спрашивает.
2.     Поддерживай мечты ребенка. Мечты – это его программа жизни.
3.     Наметь ему план: как познать себя, как победить себя, как приложить усилия, как искать свой путь.
4.     Познай себя прежде, чем захочешь познать детей
5.     Будь для ребенка образцом во всем.
6.     Люби «неудобных» детей. Они – ферменты твоей совести, тираны твоего терпения.
7.     Не позволяй зазнаваться успешным детям.
8.     Не будь безучастен к просьбам ребенка, его потерям.
9.     Критически оценивай свои ошибки и не повторяй их.
1
ІІІ. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ
Подведение итогов
·        Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений  толерантности  вызвало у вас наибольший отклик?
·        Представляется ли вам тема толерантности  актуальной, и если да, то почему?
       Обратная связь
Учителя по очереди выходят, прикрепляют шаблон своей ладони вокруг рисунка земного шара и устно продолжают выражение, написанное на доске (на выбор):
1.     На тренинге меня удивило…
2.     Я почувствовал…
3.     Мне понравилось…
4.     Я понял…
5.     С этого момента я…
 Окончание тренинга
Участники становятся в круг и хором говорят: «Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение».