Эмоции – краски души.

Тема. Эмоции – краски души.
Тренинг начинается со знакомства
Эмоция – это переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Так просто и понятно. Почему же тогда эмоции вызывают у нас такое двойственное отношение: с одной стороны – с их помощью мы чувствуем, что живем; с другой стороны – нам часто хочется что-то поменять в своем эмоциональном состоянии?
Эмоции — это краски души,
они прекрасны и зрелищны.
Когда ты ничего не испытываешь, мир делается тусклым и
бесцветным.
Уильям Пол Янг «Хижина»

На тренинге эмоционального интеллекта вы сможете узнать
·        Зачем нужно развивать EQ?
·        Что является основными «ингредиентами» эмоциональной компетентности?
·        Для развития своей эмоциональной грамотности проведёте
исследование собственного внутреннего пространства.
·        Получите  инструменты для развития  у детей умения осознавать и выражать свои эмоции.

Опрос ожиданий
Мотивация
                В последнее время активизировались дискуссии о состоянии системы образования Украины, ее актуальные проблемы, возможные пути их решения. В то же время украинское общество четко не осознает, что, как и почему нужно менять в образовании. Обусловлено это часто непонимание сущности современных цивилизационных изменений, новых требований, стоящих перед человечеством, неспособностью связать развитие образования с контекстом подготовки человека к жизни в XXI веке.
Скажите 2-3 предложения о том, какими, по-вашему, должны быть изменения в образовании.
До сих пор мы нацеливаем учеников на получение знаний, а про способность коммуницировать, про способность достигать своих целей, про способность вдохновлять,  говорим мало.
В январе был оглашен результат интересного международного исследования о навыках, которые будут востребованы у самых разнообразных специалистов в следующем десятилетии. Среди них: умение принимать решения, критическое мышление, координация с другими, эмоциональный интеллект и другие.
В чём преимущества EQ? В том, что есть и эмоции, и интеллект. Не одно вместо другого, а одно - вместе с другим, когда мы с помощью интеллекта пользуемся эмоциями во благо себе и другим.
«...без направляющей силы эмоций, интеллект не имеет ни своей силы, ни могущества».Роберт Соломон Профессор философии, университет штата Техас

Теория
Учителя знают, прежде чем о чём-то говорить, надо ввести понятие.
         Давайте вместе подумаем, что называют EQ.
EQ
                           
Я
Другие
Распознавание
своих эмоций

Само-
мотивация
Распознавание
        чужих эмоций
           (Эмпатия)
Управление
своими эмоциями
Управление
чужими эмоциями
                


          





Давайте сверим, что говорит наука
Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими. Даниэль Гоулман
Даниэль Гоулман в1995 году развенчал существующий миф про успех.
Кто знает, что это за миф про успех (связанный с другим видом интеллекта)?
Самые умные люди  становятся самыми успешными.
Исследования за последние 5 лет показывают что  из 21 компетенции, которыми обладают  топ-лидеры в крупных компаниях, 18 относятся  к эмоциональному интеллекту, и только 3 к IQ.
Ключевой компетенцией эмоционального интеллекта является эмоциональная сознательность. Человек, который не воспринимает свои чувства или воспринимает их слишком поздно, не может воспользоваться ими при оценке ситуации.
Давайте определим какими являются наши умения осознавать и управлять своими эмоциями. Это поможет понять, чего вам не хватает, и попытаться развить в себе то или иное качество.
Из всех знаний самые полезные те, которые дают нам правильное представление о самих себе и учат нас управлять собой. 
Возьмите листок с утверждениями. Поставьте + около утверждения с которым согласны. Результаты останутся у вас. Мы их не комментируем
1. В большинстве случаев вы знаете, какую эмоцию испытываете в данный момент.
2. Вы внимательны к физическим изменениям — состояние тела, напряжение, учащение дыхания, жар и т.д. — и осознаете их взаимосвязь с чувствами.
3. В большинстве случаев, вы понимаете, из-за чего меняется ваше настроение.
4. Вы можете распознать взаимосвязь между событиями и собственными реакциями на них.
5.  Вы чётко определяете неудовлетворенную эго-потребность, которая привела к соответствующей реакции.
(Основных эго-потребностей, которые запускают механизм негативных эмоций в нас, три — это эго-потребность контроля, потребность нравиться и потребность быть правым. Если в случае возникновения той или иной ситуации задевается актуальная в данный момент для нас эго-потребность, возникает негативная эмоция — гнев, раздражение, обида и т.д.)
6. Вы можете передать свои ощущения словами, говорить о своих чувствах с другими. Первый шаг к управлению собственными эмоциями — вербализация их.
7. Вы не застреваете в негативных эмоциях и можете от них освободиться.

Практика
Я думаю, что это задание показало: нам всем есть над чем работать в развитии своего эмоционального интеллекта.
И первый шаг — научиться осознавать свои эмоции. Не понимать, не анализировать, а осознавать. Чтобы осознать, необходимо иметь сознание и идентификатор – слово. Помним, что неназванного не существует
Упражнение «Словарь эмоций». 
Берём названия четырёх базовых эмоций: страх, гнев, печаль, радость. Это не все базовые эмоции есть ещё брезгливость и удивление. У этих эмоций есть разная степень интенсивности. Допишите другие слова, называющие эти эмоции. Для одной эмоции задание делаем коллективно, потом 3 минуты самостоятельно, потом обсуждаем и дописываем слова в общий лист.
Страх, опасение, волнение, беспокойство, тревога, испуг, паника, ужас.
Гнев, недовольство, раздражение, возмущение, агрессия, ярость, ненависть, бешенство.
Печаль, меланхолия, огорчение, грусть, тоска, апатия, горе, отчаяние.
Радость, удовольствие, удовлетворение, веселье, восхищение, восторг, счастье.

На своём листочке подчеркните те эмоции, которые вы испытывали сегодня. Каждый называет одну эмоцию из своего списка.
Полезная практика — ведение дневника эмоций. Фиксируйте в конце дня те эмоции, которые испытывали. Чаще проговаривайте свои чувства и переживания с близкими. Пусть фраза «Я чувствую…» войдет в вашу ежедневную привычку.

Не бойтесь чувства выражать,                                                                          
Пускай душа стремится к свету,
Лишь искренними будьте в этом —
позвольте музыке звучать!

Дискуссия проводится, если есть время и запрос на эту информацию
         Дискуссия «Я и мои чувства»
Подавляю ли я те чувства, которые в нашем обществе считаются негативными (гнев, зависть, разочарование и пр.)? Почему?
Знаю ли я, как правильно, недеструктивным способом выражать свои чувства? Как именно?
Интересное наблюдение — мы разделили эмоции на «плохие» и «хорошие» и рассчитываем таким образом с ними справиться. Хорошие мы будем поощрять, а плохие подавлять. Вот и все. Как ни странно, многим людям кажется, что этого достаточно.
К сожалению, социальные стереотипы часто мешают осознанию эмоций.
«Нельзя раздражаться», «Злые люди никого не любят», «Добрый — значит хороший человек, а злой — плохой». По сути, эти утверждения предполагают запрет на проявление сильного раздражения и гнева, запрет на чувства. Вместо того, чтобы признать в определенных ситуациях у себя наличие гнева и конструктивно им управлять, мы предпочитаем думать, что этих эмоций у нас нет.
Но при этом даже запрет на проявление чувств не отменяет рождение эмоций. Если человеку жарко, то он потеет. Если человек испытывает дискомфорт – он злится. Это непреложный закон. Вся разница в том, как именно будет злиться каждый человек.
Нас не учили злиться безопасно для себя и окружающих. Поэтому очень часто наш выбор не будет ни осознанным, ни оптимальным. Далее представлена схема «Управление негативными эмоциями».
Схема 1. Реализация негативных эмоций.
Интерпретация схемы «Реализации негативных эмоций».
Эмоция – это бессознательный ответ на определенный стимул. В ответ на любой дискомфорт, как физический, так и душевный, любой человек начинает испытывать негативные эмоции. По сути, это энергия в чистом виде. Предназначена она для исправления ситуации. Как доказано в законе сохранения энергии, просто исчезнуть она не может. НО! Как уже отмечалось выше, в абсолютном большинстве случаев нарушено осознавание агрессии. Поэтому каждый человек имеет несколько вариантов для дальнейшего развития событий (реализации негативных эмоций).
«Выплеснуть на близких».
Энергия негативной эмоции пойдет по тому пути, которому с детства обучали этого человека. Один из самых «легких» вариантов – вылить негатив на близких людей. Свидетелями такого поведения мы с Вами становимся ежедневно. Например, меня не устраивает зарплата. Или мне наступили на ногу в метро. У меня есть хороший вариант компенсации – устроить жене скандал за невкусный ужин. В более грубом варианте «слив» негатива на близких заканчивается всевозможными правонарушениями.
Подавить в себе.
Чаще всего воспитательные меры в детстве ведут к обучению «Уметь справляться со своими чувствами», или «Умению держать себя в руках», т.е. не показывать вида и подавлять энергию негативных эмоций в себе. Это не очень быстрый, но очень верный путь в болезнь.
Принять алкоголь.
Следующий вариант эмоционального обмена породил и зависимости, и существование наркологии. В состоянии опьянения любым психоактивным веществом гораздо легче дать себе разрешение злиться, или переживать стыд и вину.. Факт состоит в том, что люди получают позитивные результаты от своей интоксикации, и уменьшение стыда и других тяжелых чувств — зачастую один из них.
Злиться безопасно для себя и окружающих.
Сюда можно отнести множество форм социального, и даже морального поведения. Вот примерный перечень:
1.      Работа, амбициозные профессиональные достижения.
2.      Деятельность в сфере политики, религиозных и общественных организаций.
3.      Занятия спортом, профессиональные и любительские, в том числе в качестве болельщика.
4.      Хобби и увлечения, в том числе театр, кино, выставки и музеи.
5.      Прикладные занятия психологией и психотерапией. Приобретение специальных навыков.
6       Творчество.
Исправить ситуацию.
Именно этот вариант социального поведения мы считаем тем самым «мирным руслом», направление энергии в которое, в силах сыграть главную роль в повышении качества жизни любого человека. Без осознавания своих превалирующих негативных эмоций этот вариант становится недостижимым.
Как только происходит осознавание негативной эмоции, появляются варианты исправления неустраивающей ситуации. Упрощенный пример -если тебя не устраивают отношения с начальством и зарплата, есть варианты. Можно подучиться и повысить профессиональный уровень, можно найти другую работу, взять подработку и прочее. Но в практике гораздо чаще мы видим, как недовольные работой мужья тиранят семьи, выпивая, ругают правительство и начальство, и жалеют свои неудавшиеся жизни. При этом, не изменяя в своей жизни ничего!
Неоценимую помощь на этом этапе окажет психотерапия. Она в силах помочь переоценить ценности, осознать эмоции, дать механизмы воздействия на самого себя и управления эмоциями.
Помните, ваши эмоции— ваша ответственность!

Интересно, что легче: распознавать свои или чужие эмоции?
Посмотрите отрывок из мультфильма «Первая встреча» про Машу и Медведя и скажите, какие эмоции испытывают герои.
Смотрим и обсуждаем фрагмент https://www.youtube.com/watch?v=1V3ZY_TXKwU

Дети умеют сопереживать, чувствовать и различать разные эмоции на интуитивном уровне. Для нас важно, опираясь на эти умения,  развивать у детей эмоциональный интеллект, а не только тренировать их ум.
Традиционная учебная программа практически полностью ориентированана окружающий нас мир и совсем мало внимания обращает на мир внутренний. Это влечет за собой весьма печальные последствия, которые мы с вами наблюдаем каждый день: они проявляются в скуке детей, отсутствии интереса к учебе, стрессах, агрессивном поведении, тревоге, депрессии и нежелании посещать школу. Это все человеческие проблемы, требующие нашей немедленной реакции.
Образование должно предоставить учащемуся возможность взаимодействовать как со своим внутренним, так и с окружающим миром.
Сейчас мы разделимся на группы. Каждая группа получает лист ватмана.
Задание. Предложите, как на уроках, часах общения и внеклассных мероприятиях развивать у детей умение осознавать и выражать свои эмоции.
Слушаем выступления групп.
Предлагаем детям говорить о своих чувствах
Умение  переживать и выражать свои чувства имеет большое и социальное значение. Посылая окружающим сигналы, выражая свои чувства, мы влияем на их отношение к нам.
Осознанность по отношению к своим эмоциональным состояниям, способность к эмпатии, состраданию являются очень важными нейропсихологическими предпосылками к ощущению благополучия.
Обратная связь 
А что вы ощущаете сейчас в конце нашего тренинга?